Если в ассортименте Вашей розничной сети уже есть несколько СТМ, Вы не понаслышке знаете, насколько длительный и трудоемкий процесс создания диетический добавки. Разработка состава, поиск сырья, производственной площадки, создание дизайна упаковки, расстановка по аптекам, обучение и мотивация провизоров — и это далеко не все.
И вот, когда пройден такой длинный и сложный путь, все готовы выдохнуть с облегчением, обычно забывают о последнем, но не менее важном моменте — маркировке. Решающая важность этого этапа выясняется, когда после визита проверяющих органов приходится снимать диетическую добавку с продажи из-за ошибок в маркировке.
Почему так важна маркировка? Тем более, что бытует распространенное заблуждение: «Да кто ее читает?» Поверьте, читают. И не только. Но и штрафуют за нарушения.
Диетические добавки относятся к пищевым продуктам. Поэтому основным законодательным документом является Закон Украины «Об информации для потребителей по пищевым продуктам».
При этом все понимают, что разница между капсулами или таблетками с экстрактами и витаминами и, например, хлебом, мясом и рыбой весьма существенная. Поэтому положения Закона приходится адаптировать именно к категории диетических добавок. Для чего нужно учитывать требования других законодательных актов, при чем не только украинских «наказів» и «постанов», но и европейских директив и регламентов, не говоря уже о «scientific opinions» Европейского агентства по безопасности продуктов питания и других экспертных организаций.
Одним из главных требований к маркировке является четкое указание названия категории продукта — «Диетическая добавка». Это название должно располагаться в основном поле видимости упаковки вместе с торговым названием и количеством продукта. Этот аспект отслеживает АМКУ, и уже были прецеденты, когда компании наказывали за невыполнение этого требования.
Неуказание категории продукта на лицевой стороне упаковки – это частный пример «введения покупателя в заблуждение» — одного из более частых нарушений, фиксируемых проверяющими органами.
Наиболее яркий пример: изображение апельсина на упаковке витамина С. В глазах потребителя это хорошо, так как говорит о приятном апельсиновом вкусе таблетки, а в глазах контролирующих органов это «введение потребителя в заблуждение», так как в составе таблетки нет апельсина!
Штрафы за такие нарушения могут колебаться от 20 000 до 150 000 гривен за каждое нарушение, в зависимости от того, нанесен ли вред здоровью потребителя. И, по нашему опыту, любое «введение в заблуждение», по мнению проверяющих органов, будет наносить непоправимый вред. Таким образом, штраф за один продукт может доходить до 500 000 гривен.
Второй немаловажный аспект — рекомендации по употреблению. Для чего эта добавка? Какое влияние она оказывает на организм? Обычно в этом вопросе полет фантазии не имеет границ. Хотя, на самом деле, ограничения здесь есть и довольно жесткие. Все указанные рекомендации должны подтверждаться научными исследованиями (заметьте, не статьями в интернете, а именно исследованиями). Именно здесь мы вынуждены зачастую обращаться к материалам европейских экспертных организаций.
Поэтому наш совет — не пренебрегать таким, казалось бы, «неважным» вопросом, как маркировка, обратить на него должное внимание, чтобы продукт стал действительно идеальным во всех отношениях.
По Вашему заказу, наши специалисты отдела качества сделают маркировку, помогающую провизорам рекомендовать Ваш СТМ и при этом полностью соответствующую законодательству. Гарантия — на упаковке Вашего СТМ наша компания будет указана, как ответственная за маркировку.
А кто сейчас отвечает за маркировку Ваших СТМ?
Отслеживая тенденции современного фармрынка и видя успешный опыт коллег, Вы решили выпустить Собственную Торговую Марку в своей аптечной рознице. Как это сделать эффективно и безопасно? На что нужно обратить внимание?
Вот несколько советов, которые помогут избежать ошибок при разработке и запуске СТМ:
В сезон респираторных заболеваний в аптеке растет спрос не только на витамин С, а и на разнообразные средства для поддержки иммунной системы.
И когда к провизору обращается клиент с вопросом: «Дайте что-нибудь для иммунитета», то ему бывает сложно выбрать оптимальное средство для рекомендации среди различных групп. А предложение 3-4 препаратов и более, как Вы знаете, катастрофически снижает вероятность покупки.
Что необходимо в такой ситуации?
Аскорбиновая кислота в таблетках – популярный и часто первый СТМ в аптечной сети. И это объяснимо – согласно рыночным данным в среднем в 1 аптеке в месяц продается 150-200 упаковок со значительными сезонными колебаниями при средней стоимости от 5 до 10 гривен за блистер.
Аптечная розница, при всех оговорках, — тоже рынок. Отдавая должное специфике, связанной с опекой пациента, моральными, этическими и законодательными нормами, оператор рынка, естественно, стремится повысить рентабельность своего бизнеса, желая платить достойную зарплату сотрудникам, содержать достаточные по площади помещения и т.п. Один из путей повышения маржинальности бизнеса — снижение себестоимости продукции за счет расходов на продвижение.